
Способ деления всех явлений окружающего мира на «женское» и «мужское» присуща сознанию любого человека. Вся история цивилизации и развития культуры отражает деление по принципу пола и проявляется в символических образах пола; представлениях об идеальных чертах мужественности и женственности; половых ролях и поведенческих реакциях, составляющих норму; отличиях в ожиданиях социума, основанных на признаках пола. Пол человека, несущего багаж общественного сознания, становится более объёмным понятием и не ограничивается совокупностью признаков полового диморфизма - репродуктивных и анатомических.
Рассматривая вопросы осознания пола в разных аспектах: с точки зрения дифференциальной и возрастной психологии, педагогики и социологии, - исследователи выявляют факты, свидетельствующие о различиях и особенностях, существующих в психологии пола. Это касается отличий, возникающих у детей разных полов с самого раннего возраста, в интересах, манере поведения, предпочтениях в играх. Далее, во взрослом возрасте, прослеживается характерная для мужчин прямота в построении взаимоотношений, преобладание конкретики и инструментальности. Женщины, напротив, проявляют эмоциональность и повышенную чувствительность в общении, для них свойственна тонкая нюансировка в выстраивании сценария взаимоотношений и тесных контактов на межличностном уровне, они более нуждаются в одобрении со стороны и комплиментах. Независимо от уровня культуры сообщества, практически все мужчины испытывают естественную потребность в построении на принципах иерархии мужских группировок или специальных союзов, участники которых отвечают за социальное управление. Для женщин создание подобных структур не является необходимостью. Мужчины существенно отличаются от женщин в способности к проявлениям сочувствия (эмпатии), в стремлении к самораскрытию, отношении к агрессии и многих других жизненных установках.
Исходя из перечисленного, никто из исследователей не сомневается в наличии между представителями разного биологического пола отличий психологического порядка. Однако противоречивость интерпретации многочисленных эмпирически выведенных данных не может расцениваться как объективное отражение причинно-следственных механизмов, объясняющих дихотомические детерминанты при развитии личности женщин и мужчин. Самое вероятное толкование противоречивости итогов наблюдений состоит в том, что, объясняя факты, исследователи основываются либо на базовых биологических принципах диморфизма пола, либо на стереотипах, сложившихся в общественных представлениях о мужчинах и женщинах. Если обратиться к классическим концепциям личности, то мы не находим в них обозначенной проблемы диморфизма пола.
 |
Дмитрий Дмитриевич
Исаев
|
Обусловленность развития личности половыми различиями вызывает интерес учёных-психологов, как за рубежом, так и в нашей стране. Аспект роли пола в становлении личности привлёк внимание таких советских и российских учёных, как И.С. Кон, А.И. Белкин, В.Е. Каган, Д.Д. Исаев, А.Г. Асмолов. Ими и было введено в российской психологической науке представление о психологическом поле как одной из составляющих психологии личности. Рассматривая в своих исследованиях различные грани становления и развития личности, учёные отмечали, что онтогенез организма человека ещё не служит основанием для психолого-социального осознания его мужчиной или женщиной. Для идентификации должно существовать дополнение в виде психологического пола, то есть характерного и ожидаемого социального поведения, обусловленного диморфизмом пола.
В отличие от всеобъемлющего русскоязычного термина «пол», в современной зарубежной психологической науке традиционно используются разделённые понятия: «sex» - анатомический пол человека, и «gender», подразумевающий социальную модель полового поведения, воспитанную в человеке. Тенденция к разделению проявилась не так давно, и связана с возникновением движения феминизма. Неустоявшиеся определения пола и гендера приводят к противоречивому пониманию сути явлений и их объяснению в самих данных, представленных в научной литературе из раздела зарубежной психологии. Такие исследователи, как R.L.West, L.H.Turner, J.C.Pearson, относят понятие пола к категории из области биологии и детерминируют зависимость проявляющихся у личности половых характеристик исходя из набора мужских и женских хромосом. В организме характеристики пола очевидны – это первичные и вторичные половые признаки. Гендер же в их представлении – поведение приобретённое, усвоенное и ассоциируется в культурологическом плане с бытийными категориями мужчин или женщин. Таким образом, можно провести параллель между англоязычным термином «гендер» и понятием «психологического пола личности», традиционно фигурирующего у отечественных психологов.
Наряду с вышеизложенной трактовкой понятия «sex», ряд западных учёных склонны рассматривать пол как категорию больше из области социологии, нежели биологии. В частности, в работах К. Уэста и Д. Зиммермана встречается дуальное объяснение феномена половой идентификации как единого социо-биологического конгломерата: пол, по мнению учёных, является определённостью, которая основана на применении принятых в социуме биологических критериев для классификационного разделения индивидуумов на мужчин и женщин. Зиммерман и Уэст пишут, что гендер – это продукт, сконструированный благодаря социальному взаимодействию, и не является кумулятивным набором личностных черт или ролью. Гендер – отображение организации ожидаемого ситуативного поведения, зависящего от установочных нормативов и соответствующих определённому полу действиях. То есть, согласно Уэсту и Зиммерману, гендер создаётся не естественно-биологическими или бытийными аттитюдами, а путём установления различий между представителями анатомического мужского и женского пола – с детского возраста разграничивая нормы поло-ролевого поведения мальчиков и девочек.
|
Эвальд Васильевич
Ильенков
|
Советский философ середины XX века Э.В. Ильенков, изучавший проблемы теории мышления, критикует позиции идеалистической концепции, касающиеся определённости, то есть тождественности мышления и жизнедеятельности. Представители школы Ильенкова придерживаются взглядов, что человеческая жизнедеятельность формируется в связи с мыслительной работой, проводимой по определённой схеме. А в учении западных специалистов, по словам Э.В. Ильенкова, реальная картина жизнедеятельности людей изображена в перевёрнутом с ног на голову виде. Мышление для человека, пишет Ильенков, является его реальной жизнедеятельностью, и он превращает её в предмет сознания и воли. Человек осознаёт собственную жизнедеятельность, а не принимает за определённость, слитую с ним воедино.
Социопсихология и социология стала считать понятие гендера одной из универсалий категориального статуса, что позволило учёным, как зарубежным, так и отечественным активно разрабатывать изучаемое направление, что привело к возникновению смежных положений (концепции гендерной картины мира, гендерная культура, гендерная личность, гендерная доминанта сознания, социализация по гендеру). Это можно расценивать как подчёркивание поло-ролевой природы социального и психологического феномена.
Дж. Скотт описывает гендер как парадигму четырёх компонентов, между которыми есть неразрывная взаимосвязь. Во-первых, это культурная символика, связанная с диморфизмом пола. Комплекс символов порождает среди членов общества определённых культурных традиций образный ряд, часто противоречивый. Во-вторых, установочные позиции, нормирующих интерпретации смыслов символических понятий. Они, как правило, выражаются в культовых, научных, педагогических, политических и юридических теориях и учениях. Третий компонент – мини- и макросоциальная среда: начиная от института семьи, куда можно отнести родство, домохозяйство и родственные связи, завершая общим государственным устроением, рынком труда и рабочей силы, системой образовательных учреждений. Как показывает история, эти институты обязательно дифференцированы по признаку пола. В-четвёртых, важным элементом построения гендера является самоидентификация личности.
Исходя из определения «психологического пола», бытующего в отечественной исследовательской литературе по психологии, нельзя считать его аналогом термина гендер. Психологический пол надо понимать как одну из составных частей более объёмного понятия гендер.
Рассмотрим, какова концепция психологического пола личности в современной отечественной психологии. Характерно, что при неустойчивой (как и за рубежом) терминологии, относящейся к направлению, изучающему гендерный и психологический пол, подход к проблеме имеет определённую систему. Исходная установка – пол личности, находящейся в становлении и развитии, это структура, состоящая из многих уровней: пол генетический, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский (или паспортный), психологический и пол по воспитанию. Разделение на компоненты детерминировано целой системой механизмов, включающих множество факторов – от генетически-обусловленных влияний до выбора сексуального партнёра. Компонент, названный психологическим полом, представляет собой одну из личностных и поведенческих характеристик, критерием которой выступает феминно-маскулинная половая роль. Базируется деление на совокупности категорий, различающих женщин и мужчин, заданных в филогенезе психических свойств, сформированных под воздействием факторов социальной среды.
 |
Артур Владимирович
Петровский
|
Становление психологического пола – процесс долговременный и состоит он из нескольких ступеней. Первая ступень – это возникновение самосознания половой принадлежности в онтогенетическом развитии индивида. Термин аутоидентификация или половое самосознание пришло из сексопатологии, где оно обозначало собственное ощущение принадлежности личности мужскому/женскому полу. Норма – когда аутоидентификация согласуется с анатомическим полом, то есть соответствует триаде генетический-гормональный-соматический (или морфологический) пол. Таким образом, на этапе формирования половой идентичности происходит гармоничная интериоризация поло-ролевых моделей в процессе социализации пола. Формирование полового самосознания завершается максимум к пяти годам, обычно же это происходит раньше. Аутоидентификация считается стержнем, благодаря которому происходит, по словам Л.С. Выготского, «врастание ребёнка в культуру», и возникновение отношения к ребёнку со стороны окружения сопровождает осознание им собственного пола.
Инвертированное (нарушенное) самосознание пола раскрывает роль аутоидентификации личности в процессе формирования психологического пола. Нарушения проявлены различными вариациями транссексуальности. Под транссексуальностью понимается устойчивое неприятие собственного пола с одновременным осознанием принадлежности к другому полу. Транссексуализм проявляется несмотря на соответствующий анатомо-физиологическому полу стиль воспитания, а зачастую и наперекор всем стараниям и педагогическим усилиям родителей и других родственников.
Автор одной из теорий межличностных отношений в социальных группах, российский психолог А.В. Петровский, выделял два типа существования индивида: бытие для других и бытие для себя. При транссексуальности уже к трём годам у ребёнка просматривается несоответствие между этими категориями. В период пубертата инверсия активизируется, разрушая гармоничный ход формирования зрелой личности.
Согласно последним данным науки, причины изменённой аутоидентификации надо искать в органических нарушениях дифференцировка структурных образований головного мозга. Самая главная роль в этих сложнейших процессах принадлежит гипоталамусу. В результате гормональных воздействий линии биологического и культурологического развития в раннем детском возрасте расходятся. По словам Л.С. Выготского, дефект становится причиной нарушения «нормального врастания в культуру» ребёнка, так как создаёт отклонение от устойчивого биологического типа и вызывает перестроение развития на новых основаниях, по иному типу.
|
Лев Семенович
Выготский
|
В специальной литературе западных и российских исследователей можно встретить понятия идентичные. Для зарубежных исследований в области психологии пола характерно именование понятия половое самосознание и ядерная половая идентичность, в то время как в отечественных материалах на ту же тему чаще употребляется понятие первичная половая идентичность. Рассмотрим, что вкладывают в данные терминологические категории российские и западные учёные.
Под ядерной половой идентичностью W.Mertens подразумевает первоначальные представления по отношению к своему биологическому полу, они могут быть осознанными и неосознанными. Представления развиваются с момента рождения под комплексным влиянием психических и биологических элементов. Реакция родителей на собственных детей как мальчиков или девочек в соответствии с их стереотипами поло-ролевых нормах закладывает базисные моменты в последующую половую идентичность. Передача представлений от родителей детям относительно бесконфликтно завершается ближе к трёхлетнему возрасту и устанавливается в качестве знания.
Первичная половая идентичность, по данным психологической литературы, проявляется у ребёнка к полуторалетнему возрасту и выражается в наличии представлений о собственной половой принадлежности. Первичная половая идентичность – стержневое понятие в «Я»-концепции и относится к наиболее ранним и устойчивым элементам осознания. Хотя ещё рано говорить о рефлективном осмыслении своей принадлежности полу, так как двухгодовалый малыш вряд ли сумеет объяснить, почему он причисляет себя к мальчикам или девочкам – констант и стабильных категорий половой идентификации в раннем детстве не сформировано.
Половое самосознание – это неотъемлемый элемент «Я»-образа. На начальной стадии формирования половое самосознание в большей степени имеет модальную окраску, основанную на ощущениях самого индивида, это экстатичная часть «Я»-образа. Постепенно по мере взросления и становления личности самосознание пола преобразуется в когнитивную структуру, становится знанием о своей природе, обретая признаки безоценочности (амодальности). Исследуя этапы формирования личности при коррекции пола, российский психиатр и психотерапевт А.И. Белкин пришёл к заключению, что самосознание половой принадлежности можно разделить на два типа: константное самосознание, подразумевающее контролирующие функции, аналогичные «взрослому» контролю, осуществлявшемуся по отношению к ребёнку другими людьми, и концептуальное самосознание, которое проявляется в случаях, когда затруднено отождествление собственного «Я» с другими представителями своего пола. Концептуальное самосознание пола также проявляется в отсутствии признания пола индивиду другими людьми, полной невозможности воплотить эмоциональные и поведенческие стереотипные модели, принятые в данном обществе, из-за биологических особенностей личности).
Можно проследить различия в трёх приведённых понятиях. Первичная половая идентичность, в отличие от статичного полового самосознания, в динамике становления психологического пола, перевешивается более глубоко развитой идентичностью пола, а в дальнейшем развитии личности не является константным элементом, наподобие ядерной половой идентичности. Понимание полового самосознания как базового, окрашенного индивидуальным отношением и самоощущениями, компонента психологического пола, соотносится с возможностью эволюционирования в процессе становления личности.
При формировании самосознания пола появляется понятие субъектность. Л.С. Выготский считал её специфической точкой пересечения реальной и идеальной моделей поведения. Идеальная модель начинает проявляться к концу становления, но нарабатывается и вступает в непосредственное взаимодействие с реальной моделью с самого начала. При таком подходе, половое самосознание призвано выполнять регулирующие функции, обеспечивая реализацию образа идеальной модели в индивидуальном порядке.