Половая идентичность и половая роль

Половая идентичность

Половая идентичность и половая роль
Ещё Зигмунд Фрейд заявлял о существовании проблемы половой идентичности. Психоаналитик представлял её как результат идентификационного процесса, происходящего у ребёнка по отношению к родителю одного с ним пола. Половая идентичность трактовалась Фрейдом как основополагающая функция в этапе становления и развития личности. В более поздних исследованиях направление, изучающее идентификацию, значительно расширило понятийный ряд, и универсалия заняла прочные позиции в литературе по общей психологии в качестве термина, обозначающего механизм непрямого влияния при передаче собственного опыта посредством личного примера, «заражая» и провоцируя подражание и заставляя отождествлять себя с характерами, представленными в художественных произведениях.

Процесс идентификации пола характеризуется следующими этапами:

  • Собственное «Я» уподобляется либо полностью отождествляется стороннему, образцовому, эталонному «я». Признаки: заимствование форм поведения, черт личности, расценивающихся как приближающие к идеалу (например, решительность, отзывчивость, добросердечность, воинственность и прочее).
  • Возникает крепкая привязанность к объекту подражания. Признаки: индивид пытается вжиться в образ, с которым желает идентифицировать своё «Я»; готов проявлять эмоциональность при сопереживании.
  • Индивид с лёгкостью осуществляет идентификацию за счёт включения стереотипных эмоциональных и поведенческих построений. Признаки: отсутствие критического отношения и негативных оценок выбранного образа.
  • Индивид нуждается в обязательном признании его к выбранному полу другими людьми, так как при отсутствии внешнего признания половая идентификация затрудняется либо переходит в разряд неосуществимых.

Зигмунд Фрейд
А.И. Белкин отмечает в своих работах, что при нормальном процессе развития идентификация пола проходит естественно и незаметно, будто явление, которое само собой разумеется и не нуждается в активном подключении сознания. Современные психологи говорят о тенденции к существенному расширению объектов подражания для идентификации. Если раньше это был, в основном, родитель своего пола, то теперь кроме него объектами идентификации могут являться любые близко знакомые в жизни или по книгам взрослые (родитель, учитель, взрослый друг, лидер группы, герой литературного произведения или кинофильма, популярный современник, исторический персонаж). Отечественные учёные-психологи (в частности, об этом подробно пишет Ю.Б. Гиппенрейтер) признают, что именно механизмы идентификации, запущенные в раннем детстве, лежат в основе дальнейшего формирования характера и доминирующих личностных черт, стереотипов поведения и реакций, идентичности пола и системы ценностей.

Половая роль

Первенство введения в психологию понятия «половая роль» принадлежит Дж. Моней, предложившего его в качестве разделяющего звена для понимания отличий биологического и психологического пола личности. В 1955 году им были проведены психоаналитические исследования транссексуализм, результатом которых и стал новый для того времени термин. Позже учёный разграничил понятия половой идентичности и половой роли. Однако не все представители науки солидарны с ним: Л. Овесли и Е. Персон, наоборот, доказывают право объединить половую идентичность и половую роль в одно понятие, продуцировав термин поло-ролевая идентичность. Поло-ролевая идентичность рассматривается ими как параллельное явление, наряду с ядерной (базисной) идентичностью, то есть с начальными, осознаваемыми и не осознаваемыми, представлениями и собственной половой принадлежности. На сегодняшнем этапе развития психологии и психоанализа в понятие идентичности пола, вместе с ядерной идентичностью, половую роль считает необходимым включить в общий концепт В. Мертенс. По его мнению, половая идентичность вбирает в себя как осознанное понимание, так и не осознаваемые фантазии о мужественности и женственности в индивидуальной комбинации. И представления эти реализуются благодаря заложенным биологическим, социо-культурным и психологическим факторам. Однако есть исследования (например, А.Е. Швартца), в которых выявлено, что в пиковые точки развития индивида есть вероятность расхождения половой идентичности и половой роли, что подтверждает необходимость разграничения двух понятий.

Если говорить о каноническом для российской и советской психологической науки определении «половой роли», как оно зафиксировано в академическом психологическом словаре, то речь идёт о социальных поведенческих моделях, стереотипных комплексных ожиданиях и требованиях общества по отношению к представителям женского/мужского пола. «Половая идентичность» трактуется как самоопределение индивидом половой принадлежности, переживание собственной маскулинной/феминной природы, осознание особенностей своего пола с точки зрения физиологической, психологической, социальной.

Надо отметить, что в приведённых определениях компонентов психологического пола индивида, половая идентичность представлена в качестве мерила самосознания своего места в границах общепринятой модели, в то время как половая роль воспринимается как внешняя бытийная структура, не включающая активного отношения личности и оценочности собственным свойствам, связывающимся с восприятием пола. Также нет определённого категориального отношения к половым ролям в социальном ключе, то есть индивид не имеет возможности отделить себя от природы, осознавая собственное отношение к ней, к сторонним людям и к себе.

Психология личности и пола
Примем за точку отсчёта, что половая идентичность индивида моделируется по образцу извне: в результате впитывания духовной среды и нравственных категорий объекта подражания. То есть этические требования и нравственный компонент поло-ролевого предписанного личности поведения станут регулятором только при условии внутреннего принятия личностью, после преобразования их в значимые для индивида установочные моменты, вписывающиеся в его шкалу жизненных ценностей и целей.

Для идентифицирования индивида с другими личностями необходимо восприятие личностных качеств объекта идентификации не абстрактно, описательно, а путём системы поведенческих актов и предметно-социальных действий себе подобных. Взаимодействие зависит от культурно-этнических, социальных, политико-экономических и других особенностей конкретного сообщества людей. Следовательно, половая идентичность может быть определена как комплекс особенностей половой принадлежности культурно-социального аспекта, усвоенный личностью в процессе взаимодействия с другими членами социума (характерные приметы внешнего облика, формы поведения, реакции в виде действий, нравственные качества и психологические черты). Половая роль, будучи одной из многочисленных социальных ролей, является инструментом включения в жизнь социума, так как выполняя предписанную ролевую нагрузку, связанную с выполнением функций с определённой спецификой, индивид получает доступ к принятым в данном обществе ценностям, имеет возможность включиться в различные рода деятельности и взаимного общения, личность таким образом занимает чётко обозначенную позицию в отношении окружающего мира. Человек постепенно осваивает роли, и в то же время роль сживается с исполнителем. Усвоение – интериоризация каждой принятой роли способствует подвижкам в построении структуры личности, участвует в формировании личностных свойств. Во многом развитие индивида как личности задаётся социальными ролями, и в том числе половой ролью, так как полное обособление человека от его реальной, играемой им в жизни, роли невозможно. Причём ценны и значимы не столько личностные качества сами по себе, сколько те историко-социальные силы, которые доминируют в личности.

Но человеческая природа такова, что личность в реальности не скованна в границах социальных ролей, задаваемых обществом. Личность, по словам А.Г. Асмолова, не является пассивным слепком культуры, человек не может выступать в качестве «ролевого робота», хотя именно так его рассматривают в ряде ролевых концепций личности. Происходит преобразование и переосмысление ролей самой личностью, исходя из конкретных исторических условий. Границы заданных как системные константы функциональные свойств могут быть раздвинуты индивидом, в рамках системных связей, в которые он вступает. Для исполнения роли надо, чтобы у индивида существовали желания и чувства, цели и убеждения, установки и ценности, мотивы и действия, соответствующие этой роли. Осмысление, или интеллектуализация, правил воздействия на другую личность или группу, или самовоздействия, лежит в основе переживания собственного соответствия/несоответствия данным правилам. Личность через переживание открывает путь узнавания чувств и их отличия от мыслительных единиц. Существует некоторое противоречие в употреблении понятия половой роли для указания на его внешнюю и внутреннюю конструкцию одновременно: социального образования и индивидуальной проявленности. В современной психологической науке противоречие снимается разными способами. Например, И.С. Кон разграничивает поло-ролевое поведение и половую роль, называя социальные нормы, призванные определить сферу деятельности для мужчин и женщин, половыми ролями, а реализацию нормативных ожиданий  или поведение, ориентированное на них, - поло-ролевым поведением. При этом именно половая роль воспринимается внешним конструктом. В западной психологической традиции можно встретить градацию внутри самого понятия поло-ролевого поведения: «принятие роли» (или role taking) и экспансивное проявление во внешнем поведении – «игра роли» (или (role playing). Принятие роли коррелирует с концепцией «Я» и отображает внутренние индивидуальные характеристики, способствуя их раскрытию. Игра роли – это демонстрация, показное поведение, соответствующее установочным ожиданиям исполнения роли, так или иначе играющий роль индивид вступает во внутреннее противоречие со своей «Я»-концепцией. Человека может осознавать, но может и не осознавать, что поведение противоречит внутренним мотивациям.
Психология личности и пола
Нормирующие установки, диктуемые социумом для выполнения половых ролей (маскулинной/феминной) индивидом усваиваются и преломляются в сознании и реализуются в поведении. Если рассматривать половые роли в качестве социальной нормативной системы, то они являются поверхностно наблюдаемой формой взаимодействия, внешнее опосредование взаимовлияния индивидов друг на друга, как его представляют сами субъекты действия. В то же время присутствие и выполнение норм – это верхушечная часть айсберга, так как норма сама по себе ещё не определяет деятельность. Нормы включены в общую сложнейшую систему опосредования. Социальная норма с точки зрения психологии – это одобряемые формы и стили поведения, ожидаемые и выполняющие определённый функционал в структуре взаимодействия членов социума. О существовании взаимодействия личностных и культурных систем можно понять, изменяя ракурс зрения с индивидуального на социальное и наоборот. Иерархия линий мотивации, определяющаяся в результате интериоризации половой роли, позволяет говорить о социо-половой ориентационной системе. Социо-половая ориентация проявляется в конкретном поло-ролевом поведенческом сегменте структуры личности, а также индивидуальных характеристиках личности. Обобщая данные исследовательских работ, касающихся явления психологического пола в онтогенетическом аспекте, можно прийти к заключению, что психологический пол индивида представлен в виде иерархической структурированной модели, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы.  В понятие психологический пол зрелого индивида включаются базовые элементы: самосознание пола, данное в ощущениях; осознанное принятие собственной половой принадлежности; половую идентичность, основанную на социо-культурных и психологических особенностях принадлежности к одному из полов; ориентированное социо-половое поведение в виде интериоризации половых ролей, систематизировав которые индивид разделяет категории женственности/мужественности, применяет их в виде критериев к самому себе и исходя из результата оценки претендует на определённый социальный статус и предписанную деятельность. Являясь структурными компонентами психологического пола зрелой личности, базовые элементы получают реализацию в характеристиках личности, поло-ролевых поведенческих реакциях, установочных и деятельностных доминантах, иерархии линий мотиваций личности. В целом реализация социальной роли и статуса, поведенческой мотивации и шкалы ценностей, способность развивать и структурировать отношения определяют концептуальное мировоззрение личности, характерологические признаки, социальное поведение, тенденции и возможности роста.

Базовые элементы психологического пола в процессе онтогенеза личности, вступая в причинно-следственные связи и являясь условием друг для друга, служат фундаментом формирования зрелой личности по пути гармоничного развития. По А.Н. Леонтьеву, личность проходит этап «первого рождения», который ознаменован установлением начальной иерархии мотивов, первыми успешными попытками подчинить непосредственные побуждения общественным нормам. Первоначально контроль осуществляется со стороны взрослых, впоследствии становится внутренним структурным элементом личности.

Психология личности и пола
Этап «первого рождения личности» предваряется развитием самосознания пола, а в результате становится периодом формирования половой идентичности. Для этапа характерно бессознательное подражание представителям собственного пола, принятым за «эталон», и как следствие, отождествление с «образцовым» представителем своего пола. Кроме неосознанного подражания, идентичность формируется благодаря воспитательному воздействию со стороны объектов отождествления. На первый план здесь выходят личностные характеристики взрослых, выполняющих функции воспитателей, степень репрессивности/пермиссивности представлений о маскулинных и феминных психологических качествах, этнико-культурные специфические особенности стилей воспитания девочки и мальчика.

Следующий этап – «второе рождение личности»
, стартует в подростковый период. В этом возрасте проявляется устремлённость к осознанию своих мотивов и к активным действиям по их подчинению или изменению подчинения. Происходит формирование сознательного руководства собственным поведением и способности сознаваемого соподчинения мотиваций. Интериоризация половой роли и эталонных моделей феминности/маскулинности приводит к формированию социо-половых ориентаций индивида как компонента картины мира личности и идеала мужчины и женщины. Психологи отмечают, что идеализация образов мужчин и женщин имеет конкретную основу – идеал переживается как возможный к реализации в своей жизни (либо, наоборот, как не-возможный), переживается через призму этих идеальных образов собственного «Я» как константного, сохраняющего устойчивые качества индивида, и одновременно меняющегося.

Резюмируя, психологический пол личности лежит в основе определения образа мира индивида, является структурообразующей единицей при анализе частных форм регуляции деятельности: ситуативного образа, концепции «Я», образов партнёров при взаимодействии, систему ценностей индивида, представление о потенциале действий. Если происходит отклонение одного из базовых элементов структуры психологического пола (в случае инвертированного самосознания пола, кризисного состояния половой идентичности, противоречия между социо-половыми ориентациями и половой идентичностью индивида), то, как следствие, возникают нарушения целостности личности, адаптивные функции индивида снижаются, что приводит к созданию предпосылок к ухудшению психического здоровья человека.
Дуальная модель мужественности/женственности является «идеальной формой» для развития психологического пола. Чёткое понимание того, в чём отличие и чем должны различаться мужчины и женщины в физиологическом, психологическом и социальном плане, подкреплённое нормативными представлениями социума, и составляет суть идеальной формы феминности/маскулинности. Причём, социальные нормативы и представления должны пронизывать все круги на данном этапе развития конкретного общества: от высших культурных сфер, культовых, философских, религиозных систем, мыслящих на уровне полового символизма, до обыденного сознания, отражающего нормы в поло-ролевых повседневных стереотипах. Маскулинность/феминность как идеальная модель имеет знаковый смысл, то есть работает, согласно рассуждениям Л.С. Выготского, в качестве стимула-средства, направленного на объективирование и реконструирование естественных форм поведения. Маскулинно-феминная модель как элемент структуры общественного сознания не воспринимается индивидом как привнесённое извне, чужое и диктуемое, а является одной из форм его активной деятельности. Последователь историко-культурной концепции, М. Коул, позиционирует модель идеала маскулинности/феминности одновременно как символьные, идеальные схемы, так и материальные сценарии, позволяющие создавать проекции прошлого в будущее и организующие жизненный опыт в настоящий период, в зависимости от половой принадлежности индивида.

Роль и место психологического пола в структуре личности

Психологический пол является неотъемлемым компонентом личности и расценивается как система, функционирование которой обусловлено заданной биологически половой принадлежностью, культурными и этническими традициями воспитания, структурами общественно-значимой деятельности и поло-ролевыми общественными нормативами. Психологический пол – качество, определяющее характеристики индивидуального порядка, поведенческие особенности и способы действий, социальные установки и позиции, иерархическую модель линий мотиваций.

Типы психологического пола личности, принятые в современной психологии:

Психология личности и пола
При реализации этой модели психологического пола в индивидуальных чертах личности, шкале жизненных ценностей, особенностях поведенческих реакций и структуре мотиваций превалируют принятые за норму характеристики половой роли мужчин.

II.    Феминный (или женственный)

Соответственно, психологический пол этого типа базируется на нормативно-декларированной обществом женской половой роли.

III.    Андрогинный

К андрогинному психологическому полу относят индивидов, соединяющих в определённой пропорции маскулинные и феминные характеристики. Андрогинному психологическому полу свойственно адекватное самосознание пола и чёткая половая идентичность. Вследствие одновременного обладания чертами обоих – феминного и маскулинного типов, представители этой группы могут менее твёрдо придерживаться нормативов поло-ролевого поведения и свободней менять сферу деятельности с мужской на женскую, и наоборот.

Проводившиеся за рубежом на протяжении последних двадцати лет психологические исследования по выявлению психологических различий между мужчинами и женщинами, всё чаще учитывают психологический пол участников экспериментов и наблюдений, а не биологический. И если в восьмидесятых годах двадцатого века учёные изучали отличия мальчиков от девочек в установочных элементах, базирующихся на обучении компьютерным навыкам, то к концу XX столетия, проводя психологические исследования, M. Brosman показал, что, изменив критерий с биологического пола на психологический (феминный и маскулинный тип), он выявил больше различий в установочных моментах, связанных с владением компьютером и обучением навыкам работы с ним, чем по критерию биологического пола.

Современные социо-культурные условия таковы, что наиболее адаптивными и успешными становятся личности андрогинного типа (по исследованиям адептов теории психологической андрогинии). В то же время высокие показатели маскулинности у представителей мужского биологического пола и феминности у женщин, хоть и являются максимально соответствующими установочным концепциям социума и поло-ролевым стереотипам, не гарантируют психологического равновесия и психического благополучия. Рассматриваемые в зарубежных исследованиях вопросы гендера, как одну из граней проблем включают коррелирующую с нормативными показателями феминности у женщин повышенную тревожность и заниженную самооценку. Маскулинность мужчин оказывается бесполезной в ситуациях, когда необходимо справиться с задачей, не отвечающей традиционно предъявляемым нормам поло-ролевой дифференцировки. Результаты исследований демонстрируют, что маскулинность/феминность как модель идеала психологического пола, формирующаяся в детском возрасте, становится преградой для развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка, хотя поведение детей в полной мере соответствует поло-ролевым требованиям. Нельзя не сказать о разнонаправленности влияния андрогинии на мужчин и женщин как позитивные или негативные. Ряд данных исследований позволяют сделать вывод, что андрогинность женщин сопровождается тягой к доминированию и ориентированием на успех, а андрогинные мужчины характеризуются меньшим уровнем личностной защиты, но более высокими показателями социального познания.

Выявленные эмпирическим путём особенности психологии людей, относящихся к различным психологическим полам, можно объяснить тем, что комплекс свойств личности, воплотившихся в психологическом поле, не дан от природы, а является приобретённым. Свойства личности определённого психологического пола индивидуально окрашены и вырабатываются в ходе совместного влияния, деятельности членов общества в условиях конкретно-исторического социума с характерным для него образом жизни и уровнем культуры.

Система знаков и символов – культура – выступает в этом случае в роли условно-определяющей сознание индивида предпосылкой, опосредованно связывающей индивидуальное сознание и объективную реальность. Л.С. Выготский писал, что культура является источником особых форм поведения, модифицирует деятельность функций психики, «надстраивает новые этажи» в созидаемом здании системы поведения индивида. Нормы, средства и способы, составляющие культуру, присущи конкретной эпохе и  данному сообществу. Таким образом, воспитание индивида есть постепенное овладение принятыми в социальной группе нормами, средствами и способами удовлетворения его потребностей. Система общественных ценностей и норм определяется целым комплексом факторов развития общества, таких как: уровень экономики, политические особенности, идеологические приоритеты и классовая структура общественной формации, а также историко-национальные традиции. В сфере этих систематизированных сложившихся нормативов культуры общества и происходит формирование сознания конкретного носителя культуры. Культурные нормы воспринимаются им в качестве определённых законов его собственной жизнедеятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и один из диалектических принципов развития личности: в ходе онтогенетического формирования психологического пола индивида отчётливо проявляются общие тенденции процесса эволюционирования истории – старание сохранить  и одновременно устремление к изменениям развивающегося индивида.

Изменение, включённое в сценарий онтогенеза личности, важно, так как прогресс истории был бы невозможен, если бы поведенческие (в том числе половые) реакции человека имели рутинный характер со стереотипным подчинением канонам и правилам. Одна из внутренних потребностей зрелой личности – стремление к утверждению единственности и неповторимости собственного «Я». И условия формирования психологического пола как феномена не только индивидуального, но и социального, обязательно связаны с взаимопроникновением и взаимовлиянием множества внешних социо-культурных факторов, которые необходимо учитывать при изучении проблем, связанных с понятием психологического пола личности.