Классификация гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы
Повседневная реальность доказывает, что гендер является одной из самых значимых социальных категорий в жизни каждого  человека. В бытовом взаимодействии и ежедневном общении выработаны особые наборы норм поведения и ситуативных реакций по критерию половой принадлежности, причём ожидание социума по отношению к представителям одного пола существенно отличается от требований к представителям другого пола. Разница утверждена лингвистически: единицы языка и специальные терминологические речевые средства по-разному описывают женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Из этого складывается определённый «комплект» описательных категорий, реализованный в стереотипах – конкретных формах проявления социального сознания.

Что понимается под гендерным стереотипом

Слово «стереотип» давно стало традиционно употребительным, и в общем понимании означает схематизм восприятия, созданное клише, лежащее в основе восприятия и оценивания поступающей извне информации. При помощи схемы-стереотипа явление, событие или предмет обобщаются, что позволяет человеку действовать и оценивать их автоматически, не анализируя отдельно и заново каждый конкретный факт действительности. Функция социального стереотипа – предоставлять человеку возможность воспринимать, обобщать и оценивать факты окружающего мира и выступать базой для мыслительных актов: умозаключений и выводов некритического порядка. Нельзя сказать, что понятие социального стереотипа имеет отрицательную коннотацию, так как он выполняет и позитивную функцию: при дефиците информации стереотипное восприятие помогает быстрее реагировать на текущие изменения, активизируя познавательные процессы. Но следует учитывать, что при этом стереотип в социуме далеко не всегда объективно отражает действительность. Чаще сложившиеся в обществе схемы действуют консервативно и формируют в сознании каждого члена социума ложное знание и представление, а ошибочное восприятие, в свою очередь, сказывается отрицательно на межличностных процессах взаимодействия. Явление нивелирования отдельных, отличающих людей друг от друга черт, обобщение свойств и характеристик индивидов с дальнейшим проецированием на целую группу, получило название стереотипизации. Стереотипное мышление, будучи продуктом стереотипизации, размывает реальные отличия, существующие между членами группы, и приписывает всем идентичные усреднённые характеристики.

Гендерные стереотипы
В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с различного рода стереотипами. Это происходит, когда по определённому шаблонному набору свойств и качеств даётся обобщающая характеристика человеку или группе. Так рождается стереотипное восприятие представителя той или иной национальности. Например, стереотип – о спокойствии, медлительности  и невозмутимости эстонцев, об экспрессивности итальянцев, о горячем темпераменте кавказцев и так далее. Так называемый «национальный характер» - это взгляд со стороны, возникший на основании бытующих стереотипов и высказываемый даже теми людьми, которые никогда ранее не сталкивались в прямом общении с итальянцем или эстонцем. Такие суждения именуются этническим стереотипом. Аналогичным образом формируются расовый стереотип, стереотипы по отношению к группам людей, объединённым одной профессией или родом деятельности, имеющим общий социальный статус или относящимся к одной возрастной категории. Из известных стереотипов общественного восприятия: высшее сословие более развитое и умное, чем низшее; военные – грубоваты и прямолинейны; доктора циничны, старшее поколение – консерваторы, а юное – максималисты.

Таким же образом социумом создаются стереотипные схемы восприятия мужчин и женщин. Они отражают суждения о том, какие качества и свойства присущи представителям разных полов и какие различия существуют между ними. Любой человек ежедневно сталкивается с подобными характеристиками-шаблонами, и для иллюстрации достаточно привести схожие ассоциативные ряды, возникающие у разных людей по отношению к словам «мужчина» и «женщина». С целью понять механизм образования гендерных социальных стереотипов, было проведено групповое интервью, позволившее изучить мнение о женских/мужских  ролях и его зависимость от факторов социальной среды. Принявшие участие в интервью люди ассоциировали слово «женщина» с домом, ведением домашних дел и хозяйства, материнством и воспитанием детей. «Мужчина» вызывал у респондентов ассоциации с такими понятиями как «семейная опора», источник финансирования семьи, мужчине приписывались роли отца, защитника, воина. Сходство ассоциативных рядов даёт все основания утверждать о существовании гендерных стереотипов, проявляющихся в виде единых оценочных характеристик и восприятия качеств людей на основании их принадлежности к тому или иному полу.

Итак, подойдя к понятию гендерного стереотипа, надо для начала дать определение этой категории.

Гендерный стереотип – это устойчивые сценарии восприятия людей, установки целей их действий, поведенческого аспекта, созданные на основе принятых в данном социо-культурном пласте правил и норм жизнедеятельности в отношении представителей того или иного пола.
Существует ещё одно социологическое понимание гендерных стереотипов, толкующее их как конкретно-исторические (характерные для данной исторической эпохи и конкретного общества) представления о типологических различиях между женщинами и мужчинами. Психологи, специализирующиеся на гендерной проблематике, при объяснении понятия гендерного стереотипа акцентируют внимание на стандартизованности представлений о типичных моделях поведения, свойствах и чертах характера, которые в общественном сознании соответствуют образу мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы
Обобщая данные выше толкования, можно резюмировать, что гендерные стереотипы:

  • подразумевают характеристики и качества для стандартного описания мужского/женского;
  • содержат нормативы сценариев поведения, программы-образцы, которые по традиции приписываются либо мужскому, либо женскому полу;
  • отражают обобщённые суждения, мнения, представления членов социума об отличиях между мужчинами и женщинами;
  • находятся в зависимости от контекста культуры и той социальной среды, в которой работают и применяются.

Классификация гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы можно условно разбтить на несколько групп.

I.    Стереотипы мужественности/женственности (или маскулинности/феминности)

Маскулинность и мужественность в данном контексте, так же как феминность и женственность, понятия взаимозаменяемые и тождественные. В объём значения пары «маскулинность» - «феминность», согласно концепциям зарубежных и отечественных современных психологических школ, включаются:

  • поведенческие и психические черты и свойства, присущие как объективная данность представителям определённого биологического пола (то есть маскулинность объективно присуща мужчинам, а феминность – женщинам);
  • представления и установки (индивидуальные и социальные) о том, какими качествами должны обладать мужчины и женщины и какими являются в реальности;
  • идеальный образ, или «эталонная модель» мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы, относящиеся к этой группе, характеризуют женщин и мужчин посредством определённого набора личностных и психолого-социальных качеств, которые можно расценивать как своеобразные отметки шкалы маскулинности/феминности. Например, стереотипно приписываемые женщинам качества в традиционном общественном сознании, – зависимость, эмоциональность, пассивность, конформное мышление. В противовес им, мужчинам приписывается независимость, активная позиция, компетентность, склонность к агрессивности. То есть, характеристики маскулинности часто противопоставлены феминности, разнесены полярно и составляют взаимоисключающие антонимические пары: сила/слабость, активность/пассивность, конформизм/индивидуализм. В структуре гендерной картины мира формируется и идеальная модель мужчины и женщины. Например, идеальная женщина – это обладательница таких качеств, как преданность, мягкость, скромность, нежность, верность, терпеливость. В понимании современных представителей европейской культуры идеальные образы мужчины и женщины характеризуются традиционными позитивными свойствами личности. Мужчина – активен, надёжен, обладает физической и нравственной силой. Женщина – мягка, нежна, преданна.

II.    Стереотипы закрепления за полом социальных ролей в различных сегментах жизни: профессиональной, семейной, интимной и т.д.

Эта группа гендерных стереотипов включает определённые социумом  ролевые предписания, критерием которых выступает пол. Как правило, для женщины – это семейные социальные роли (хозяйка дома, мать, жена). Для мужчины – реализация во внесемейной деятельности, профессиональной сфере. Успешность мужчины в обществе обычно оценивается по его достижениям в социальной жизни, в профессии, во власти и влиятельности. Успешность женщины оценивается по реализации в семейной и личной жизни, очень часто – в материнстве.

«
Гендерные стереотипы
Комплект» возможных ролей внутри одной и той же сферы различен для женщин и мужчин. Опросы психологов демонстрируют следующие результаты. Распределение обязанностей и полномочий в семейной жизни супругов строго дифференцируется респондентами, независимо от их возрастной и половой принадлежности (в опросе принимали участие разнополые люди от 18 до 60 лет). К типично женским отнесли хозяйственные дела по дому (уборку, приготовление пищи, мытьё посуды, стирку и глажение белья и одежды). К мужским функциям в семье, как выяснилось из опроса, отнесены финансовое обеспечение всех членов семьи, ремонт и поддержание нормальной работы механизмов в доме, вынос бытового мусора.

Подавляющее большинство (больше девяноста процентов респондентов) полностью согласились с традиционными для европейской культуры постулатами, что главнейшее призвание женщины – стать хорошей матерью и женой, а мужчины – стать кормильцем в доме и главой семьи. В рамках исследования было проведено групповое интервью, по результатам которого выяснилось, что самая распространённая предписываемая женщине роль – хранительницы домашнего очага, поддерживающей благоприятную атмосферу в семье и обеспечивающей целостность всей семьи. Самая распространённая роль мужчины в семье – руководящая. Он является опорой для жены и детей, решает стратегические задачи и ставит глобальные цели, «указует» и управляет. Но именно мужчина в семье – пример для подражания.

При распределении досуговых ролей приоритет для развлечений вне семьи также отдаётся мужчине. Для него считается нормальным отдых за пределами домашнего ареала: выпить кружку пива в кругу друзей, съездить на рыбалку, сходить на футбольный матч, а в доме главе семьи приписывается проведение свободного времени, лёжа на диване и просматривая телепрограммы, читая газеты и так далее. Кстати, изучив содержание и иллюстративный материал учебников средней школы, психологи убедились в том, что подобное распределение семейно-социальных ролей характерно и для учебных изданий, изображающих персонажей-мужчин в ситуации досуга и отдыха гораздо чаще, чем персонажей-женщин.

III.    Стереотипы, отражающие различия между женщинами и мужчинами в осуществлении определённой деятельности и в распределении видов труда.

Данная группа гендерных стереотипов отражает социальные предписания к представителям определённого пола, касаемо занятий и профессиональной деятельности. Мужчинам, согласно современным установочным схемам европейского общества, приписываются профессии и занятия, связанные с ментальными и физическими конкретными действиями (инструментальная деятельность). Этот обычно профессии из сферы созидания, технического творчества, от мужчины ожидают проявления интеллектуальных и изобретательских качеств. Женщинам приписывается роль исполнителя, а профессии их, как правило, связывают с обслуживанием или сопровождением. Распространённый стереотип общества – деление профессий и родов деятельности на типично «мужские» и типично «женские».

Гендерные стереотипы
ЮНЕСКО составила перечень стереотипных мужских и женских занятий. По данным специалистов комиссии, мужские области труда – архитектура, автовождение, инженерные специальности, механика, исследовательская деятельность. Женщине «подходит» работа учителя, воспитателя, библиотекаря, оператора на телефоне, референта-секретаря. При анализе мнений в исследовании влияния, оказываемого социальными факторами на распределение гендерных ролей, выяснилось, что к «мужским» профессиям респонденты причислили специальности  технического, промышленного, строительного, военного, сельскохозяйственного направления. Женщинам участники интервью определили занятия в образовательной сфере (воспитательница, учитель), в медицине (медсестра, врач, акушер), в торговле и обслуживании (официантка, продавец, горничная). Распределяя роли в сфере науки, участники опроса назвали приоритетными для мужчин – точные, естественные и общественные научные дисциплины, а для женщин – гуманитарные.

Подобно делению труда и деятельности на «мужскую» и «женскую» «по горизонтали», существует стереотип распределения занятий «по вертикали». Иерархическое распределение общественных функций заключается в том, что руководящие должности заняты в большинстве своём мужчинами, в то время как женщины должны довольствоваться должностями подчинённого характера.

Разумеется, многочисленные гендерные стереотипы невозможно подвести под три вышеописанные группы, но даже этой неполной и весьма условной классификации вполне достаточно, чтобы понять смысл явления и получить возможность для анализа существующего в обществе положения. Стереотипы из II и III групп относятся, скорее, к частным, так как охватывают сферу семейной жизни и профессиональной реализации. Первая группа (маскулинности/феминности), в отличие от них, собрала стереотипы гендера, распространяющиеся на все области человеческого бытия, а значит, они могут считаться универсальными, носящими общий характер. На примере данной классификации видно, что между стереотипами разных групп просматривается тесная взаимосвязь.

Функции стереотипов гендера

К наиболее распространённым функциям, выполняемым гендерными стереотипами, относятся:

  • Объяснение

Гендерные стереотипы

Функция применяется для интерпретирования поведенческих реакций мужчин и женщин на основании распространённых в социуме гендерных стереотипов о характеристиках маскулинности/феминности.

  • Регулирование

Функция различительная, разводящая нормативы поведения представителей разных полов. Это касается почти всех фактов повседневности, например, соблюдения правил дорожного движения. Женщины и мужчины по-разному ведут себя в случае явного нарушения (проводился эксперимент, при котором отслеживались реакции людей разного пола при переходе дороги под красный свет). Частота нарушений у женщин, находящихся в представленных условиях в одиночестве, была ниже, чем у женщин, переходящих дорогу вслед за другим нарушителем. Дисциплинированность представительниц женского пола, по-видимому, объясняется конформным законопослушным поведением и готовностью добровольно следовать общепринятым нормам. И в то же время, конформизм женщин объясняет повторение нарушения вслед за другими (они оказываются в ситуации влияния, давления группы, что и провоцирует отход от предписанных правил). В данном примере гендерный стереотип женского конформизма и дисциплинированности выполняют регуляторную функцию поведения.

  • Дифференциация

Функция не является собственно гендерной, дифференцирующая функция – общая для всего комплекса социальных стереотипов. Она служит для распределения отдельных индивидов в социальные группы на базе усреднённых общих признаков. В нашем случае – это распределение людей в две глобальные группы мужчин и женщин. При этом общие, объединяющие признаки стирают частные отличия между конкретными личностями, а отличительные признаки между группами (вернее, между включаемыми в группу индивидами) максимизируются. Например, градация групп мужчин и женщин часто основывается на разнице в социальном статусе: у мужчин статус высок, у женщин – низок. И даже если отдельные члены разных групп занимают очень близкие статусные позиции, различия между ними максимально возрастают (по сути, увеличиваясь искусственным путём).

Гендерные стереотипы Высокий статус мужчины –
синоним деловой успешности
Высокий статус мужчины – синоним деловой успешности, компетентности. Низкостатусная женская группа наделена такими качествами как доброта, гуманность, понимание. Некоторые психологи интерпретируют типично приписываемые женщинам позитивные способности к сопереживанию, эмоциональной поддержке, уступчивости, теплому отношению в качестве компенсаторного элемента за невозможность достичь мужской – силовой статусности.

Функция дифференциации порождает противопоставленные пары черт, приписываемых женщинам и мужчинам (слабость/сила, уступчивость/напористость, мягкость/агрессивность). Дифференциация в обычных повседневных взаимодействиях в социуме может не проступать нарочито ярко. Но в фольклорных элементах культуры (например, в анекдотах, афористических высказываниях о различиях между мужчинами и женщинами) различия этой категории выглядят довольно выпукло, подчас гротескно,  а потому очень наглядно. Фокусировка на негативных чертах противоположного пола позволяет дополнительно усилить солидарность внутри однополой группы.

  • Ретрансляция

Гендерные стереотипы
Эту функцию осуществляют традиционные институты, ответственные за социализацию. Агенты, включающие членов группы в культуру данного социума (семья, образовательные учреждения, коллективы сверстников, произведения искусства, литература и СМИ), участвуют одновременно в формировании, транслировании, закреплении гендерных стереотипов.

Это выражается в наборе ожиданий со стороны общества к представителю определённого пола: каким он должен быть и что обязан делать для соответствия представлениям и нормативам своего пола.

Ожидания социума имеют характер предписания, и с их помощью осуществляется моделирование социального пола и роли индивида.

  • Защита (или оправдание)

Функция наиболее консервативна, на взгляд некоторых социологов гендерные стереотипы, выполняющие эту негативную функцию, по сути, оправдывают существующую в обществе дискриминацию по половому признаку, сохраняя неизменным положение вещей, наличествующее на данный момент. В качестве примера можно привести мотивируемое биологическими факторами неравенство женщин и мужчин в семье и профессиональной сфере.

Воспринимать женщину в качестве человека, «предназначенного» для выполнения домашней работы, в силу данной ей биологической предрасположенности, по крайней мере, удобно в обществе, в котором доминирует мужской пол. Исследователи объясняют  работающие в этом случае защитные функции гендерных стереотипов как способ устранить нежелательную конкуренцию и создать препятствие на пути «не предрасположенным» биологически индивидам к доминантным позициям. Отсыл к «природным свойствам» помогает оправдать явные и скрытые формы домашнего насилия, а также двойную мораль по отношению к разным полам.

Гендерные стереотипы, выполняя одновременно все вышеозначенные функции, обретают  немаловажное значение при формировании, «конструировании» поло-ролевого поведения человека в социальных группах. Стереотипы влияют на оценку личности со стороны общества и самооценку, во многом зависящую от оправдания ожиданий общества, сформулированных гендерными схемами и клишированными сценариями поведения.