История исследований психологического пола
Исследования психологического пола личности
О том, как соотносится пол человека с его психологическими характеристиками, задумывались мыслители с древних времён. Проблему взаимозависимости пола и психологии личности пытались решить представители различных философских школ. Изначальные представления о возможном выражении маскулинных и феминных качеств были сформулированы в духе дихотомической концепции – так диктовалось строгими нормами, делившими все поведенческие проявления на женские/мужские. Упрощённая первоначальная модель уже в древних цивилизациях утрачивала черты примитивности и приводилась в равновесное состояние множеством исключений. Всё чаще возникала идея о неприменимости дихотомического построения по отношению к человеческой психологии. Мысль подкреплялась эмпирическими данными, получаемыми наукой при изучении различий полов. Но до семидесятых годов XX века в исследованиях представителей западной социальной психологии бытовала распространённая точка зрения о соответствии половой роли. Представление о соответствии базировалось на принятии ориентации гармоничной, функциональной, и здоровой половой ориентацией считалась соответствующая биологическому полу индивида. Следуя логике исследований, можно утверждать, что для женщин проявления феминности – естественны, функциональны и являются показателем «здоровья». Для мужчин естественно маскулинное поведение во всех сегментах общественной активности. При таком подходе феминность и маскулинность принималась за полярные точки, противопоставляя черты в одномерном континиуме. Это означает, что в одной личности может проявляться либо максулинная, либо феминная совокупность характеристик.

Именно в рамках концепции о соответствии рассматривал проблемы, связанные с маскулинностью-феминностью, классик психоаналитического метода, Зигмунд Фрейд. Он считал, что маскулинность для любого индивида – первичная психосексуальная функция, формирование феминных черт расценивалось им как подавление естественной маскулинности и отказ от неё. Механизм сдвига от преобладания маскулинных к преобладанию феминных характеристик он назвал комплексом кастрации. Карен Хорни, представительница неофрейдизма, говоря о важном значении комплекса кастрации в процессе формирования характера девочки, развивает теорию Фрейда, выделяя первичные и вторичный комплекс кастрации. По её версии, объективная любовь к отцу есть результат первичной зависти к мужскому пенису и причина психо-сексуального становления её как женщины. Вторичный комплекс кастрации фрустрирует гетеросексуальность либидо, что приводит к уходу девочки от феминности и обретению ей маскулинных черт. Так происходит формирование комплекса маскулинности. Хорни даёт определение комплекса маскулинности как комплекс фантазий и чувств женщины, содержательная сторона которых восходит к бессознательному желанию преимуществ, данных рангом мужчины, зависти к мужчине, стремление стать мужчиной, отказавшись от роли женщины.

Анализируя точку зрения психоанализа и неопсихоанализа, можно сделать вывод об отношениях конкуренции и борьбы между маскулинностью и феминностью. Женственность формируется как трансформация маскулинности, и отказ от женственности возможен лишь через приобретение черт мужественности. И обретение женщиной маскулинных характеристик является показателем уклонения от нормы развития.

Один из стандартных способов получения данных в психологии – тестирование. Ряд тестовых методик ставят своей целью получение информации о женском и мужском типе личности и основываются на дихотомических стереотипах в представлениях о психо-эмоциональных различиях полов. Примером данной тестовой методики является тест «Словесный портрет», разработанный В.И. Куликовым, выделяющий мужской и женский тип личности как диаметрально противоположные, полярные. Тест позволяет сделать выводы по нескольким критериям, рассмотрев мужской и женский тип конституции. Вот к каким выводам приходит исследователь.

Тест «Словесный портрет», разработанный В.И. Куликовым
Мужской тип конституции, наличие первичных и вторичных мужских половых признаков:

  • отсутствует функция деторождения;
  • путь преодоления препятствий – преимущественно посредством интеллекта и физических усилий;
  • прогностические навыки развиты, что выражается в склонности и способности к решению долговременных отсроченных задач;
  • сниженная потребность в эмоциональном возбуждении;
  • превалируют рассудительность, упорядоченность, критичность, реалистичность в суждениях;
  • сдержанность при внешних раздражителях;
  • внимание направлено больше на содержание, нежели на форму;
  • наблюдательность и точность в деталях снижены.

Женский тип конституции, наличие первичных и вторичных женских половых признаков:

  • наличествует функция деторождения;
  • путь преодоления препятствий – посредством ловкости и хитрости;
  • прогностические способности ослаблены, что выражается в склонности решать преимущественно задачи повседневности;
  • повышенная потребность в эмоциональном возбуждении, скука приносит страдания;
  • превалируют чувственность, отсутствие организованности, интуитивность, идеалистические воззрения и фантазёрство;
  • склонность к раздражительности;
  • внимание обращено больше на форму, нежели на содержание;
  • наблюдательность и точность в деталях повышены.

Исследования психологического пола личности
Надо отметить, что тест в печатном варианте был представлен в 1988 году, то есть сравнительно недавно. И сделанные В.И. Куликовым выводы относительно полярности описанных в индивидном тесте типов говорят о существующей по сей день сильной тенденции к разделению характеристик социального плана и поведенческих реакций (например, противопоставление раздражительности и сдержанности) по той же мерке, как и биологически обусловленных различий (способность-неспособность к деторождению). То есть психологические и физиологические отличия полов ставятся в одну шеренгу и происходит попытка сравнения несовместимых, никак не связанных между собой характеристик, имеющих разные механизмы образования и проявления: смешиваются феномены социального, психологического, биологического и физиологического уровней.

Дихотомический принцип разделения социальных ролей женщин и мужчин с начала XX века  стал уступать позиции другим способам определения путей формирования психологического пола личности. Это происходило в связи с развитием экономики и изменением уровня жизни в обществе. Образы мужественности и женственности в представлениях людей смешались, произошло взаимопроникновение ролей, обусловленное объективными подвижками общественного устройства. Женщины получили доступ к сферам деятельности, ранее обозначенных как исключительно мужские, и это потребовало от них проявления ожидаемых маскулинных черт, иначе было бы невозможно достижение успеха в конкретном воплощении деятельности (профессии или общественной работе). Существование тенденций нашло отражение в теориях философов и психологов начала двадцатого века.

Согласно идее австрийского философа начала XX столетия О. Вейнингера, женские и мужские элементы дополняют друг друга до постоянного целого – то есть в каждом индивидууме столько женских элементов, сколько недостаёт мужских. Положение о том, что половая дифференциация перманентно подвижная субстанция и дифференцирование пола никогда не бывает полностью завершённым, философ развивает в своём труде «Пол и характер». Вейнингер пишет, что у женского пола обнаруживаются, пусть и в слабом, зачаточном состоянии, признаки мужского; и напротив, совокупность женских признаков пола так или иначе содержится в мужчинах, в неоформленном виде. Подобные утверждения были первыми с череде последующих работ учёных, проливающими свет в направлении понимания свойств психологии личности женщин и мужчин в границах континуальной модели.

Отто Вейнингер
В течение всего двадцатого столетия представители западной психологии занимались созданием методик, позволявших измерить маскулинность/феминность в русле заданной Вейнингером идеи континуальных психологических характеристик пола. Степень мужественности/женственности выстраивалась по разным критериям: эмоциональный план, интересы, личностные установки и мотивации. Среди разработок можно отметить получившие наибольшую известность тест Термана – Майлз, шкалу феминности/маскулинности в опроснике приспособляемости Белла, шкалу измерения маскулинности Гилфорда – Циммермана, аналогичную шкалу феминности Калифорнийского психологического опросника, фактор женственности/мужественности во Фрайбургском личностном опроснике, личностные шкалы Комрея – в частности шкала маскулинности/феминности. Все разработки были осуществлены в период с 1938 по 1970 годы. И в основе всех представленных тестовых методик была положена гипотеза о различии интенсивности проявления черт маскулинности/феминности у всех индивидов в пределах некой нормы. Но однобокость опросов проявлялась в том, что черты мужские и женские противопоставлялись и считались взаимоисключающими, альтернативными. Это значит, что если в индивидууме превалируют черты маскулинности, то корреляция идёт с низкой феминностью, и наоборот. По условию, высокая маскулинность представлена как норма для мужчин, а для женщин желательной является высокая феминность.

Накопленные со временем исследовательские данные демонстрируют, что поляризация мужских и женских качеств возможна далеко не всегда. Так же, как и шкалы, выстроенные по принципу охвата интересов, эмоциональности, сферы интеллекта, принципиально не совпадают по показателям друг с другом. Можно иметь высокий уровень маскулинности в интересах, но в то же время в других шкалах индивид может показывать преобладание феминности. Представленная континуальная модель с её ролевыми предписаниями оказалась в противоречии с тенденцией нивелирования полюсов поло-ролевого поведения в реальной жизни.

В семидесятые годы было обращено внимание (в исследованиях поло-ролевого поведения А. Константинопль) на независимость друг от друга конструктов, составляющих понятие феминности и маскулинности, в противовес существовавшему мнению о полярности черт, входящих, тем не менее, в единый континуум. Так было положено начало разработке теории андрогинии, по которой у каждой личности могут наличествовать одновременно характеристики маскулинности и феминности. Андрогинность в свете представленной теории явилась отражением усложнённости устройства современного общества, и социум перестал укладываться в границы адекватного соответствия половых ролей. Согласно теории андрогинии, личность тем успешнее в осуществлении своих функций, чем лучше она способна проявлять признаки феминности/маскулинности в зависимости от ситуативных требований, и эффективность реализации индивидуума не зависит от дифференциации позиции и поведения по признаку биологического пола.

Карл Густав Юнг
Врождённую андрогинную природу людей ранее признавал К.Г. Юнг, выразив свою позицию в описании архетипов анимуса и анимы.
Анимус, по теории Юнга, - это внутренний мужской образ в женщине, бессознательная мужская часть, сторона женщины. Анима – соответственно, женский образ внутри мужчины, бессознательная женская сторона мужской внутренней сущности. Выявление архетипов проводилось Юнгом частично на том основании, что биологическая природа мужчин и женщин андрогинна – в организмах обоих полов происходит продуцирование и мужских и женских гормонов.

Эволюционирование архетипов происходило, по убеждению Юнга, на протяжении многих столетий в рамках коллективного бессознательного как результат взаимодействий с другим, противоположным полом. Анима и анимус – гармонично выраженные архетипы, наподобие всех остальных существующих в человеке архетипов, они не должны вносить диссонанс, дабы не тормозить  развитие личности и её стремление к самореализации. Другими словами, у мужчины должны быть проявлены феминные качества наряду с маскулинными, а у женщины маскулинность в норме должна проявляться вместе с феминностью. Неразвитость необходимых атрибутов гармоничного развития личности приводят к одностороннему её росту и недостаточному выражению.

Сандра Бем
Одна из наиболее известных представителей теории андрогинности, американский психолог Сандра Бем, в 1974 году предложила диагностический тест для измерения уровня феминности/маскулинности личности «Bern Sex Role Inventory». Методика позволяла определить количественные и качественные параметры психологического пола для понимания ориентации на половую роль женского или мужского типа. Бем выдвинула понятие андрогинности как способность индивида в высокой степени проявлять свойства маскулинности и феминности в зависимости от ситуативных требований. В противовес, низкий уровень комплекса феминных и маскулинных характеристик при любой ситуации свидетельствует, согласно её идее, о недифференцированности проявлений психологического личностного пола.

Можно резюмировать, что психологический пол способен составить комбинаторную структуру с биологическим полом. В конкретном проявлении личностных свойств это обозначено как андрогинный мужчина, андрогинная женщина, феминный мужчина, маскулинная женщина. Подход к изучению психологического пола с точки зрения теории андрогинности позволяет точнее измерить личностный уровень маскулинности/феминности и их взаимодействия в индивидуальном построении психологического пола, нежели это можно было определить путём категориальной двухчастной системы. Более совершенная и тонкая дифференциация психологического пола личности получила название ортогональной модели.

Рассмотрев восприятие психологического пола в рамках измерения маскулинности/феминности в динамике и историческом ракурсе, можно заключить, что ортогональная модель психологического пола личности, преодолевающая полярность женского и мужского начала, свойственна обществу рефлексивному, характеризующемуся высоким уровнем развития философии и культуры. Понимание сущности индивида как ортогональной модели обеспечивает высокую степень взаимоприятия и взаимопонимания между полами, способствует исключению иерархической системы отношений, и этот подход вполне соответствует реалиям современного общества.

В последние десятилетия возник и получил широкое распространение психологический подход к исследованиям психологии пола личности в границах ортогональной модели. Исследователи склонны расценивать эту тенденцию как отражение обусловленных демократизацией отношений изменённых представлений о внутренних характеристиках мужчин и женщин. Постепенно снимается поляризация феминных/маскулинных черт, они пересекаются в одном индивиде, образуя многомерную внутреннюю психологическую конструкцию. В настоящее время методика, предложенная С. Бем, активно применяется в зарубежных исследованиях для определения психологического пола личности на базе реализованности социо-половых ориентаций.