Гендерные стереотипы на раннем этапе взросления
Гендерные стереотипы и взросление
Взрослость, в силу того что она является самым продолжительным и значительным отрезком в жизни человека, порождает основную проблематику исследований, выделенных в отдельную отрасль возрастной психологии, получившую название акмеология (греч. «акме» - расцвет, вершина). В рамках акмеологии развивается несколько направлений, основанных на различных взглядах на этот период. Один из сегментов исследований данного временного отрезка жизни – рассмотрение взрослости независимо от понятия «зрелости».

Психологи разделяют период взрослости на ряд последовательных этапов:

  • ранняя взрослость;
  • средняя взрослость;
  • поздняя взрослость.

В онтологическом понимании, эти подпериоды не имеют чётких границ, даже в определении самих психологов. Некоторые исследователи очерчивают рамки раннего периода взросления 21-25 годами, другие 17-25 годами, третьи – 20-25 годами, существует даже взгляд, что возрастная вилка находится между 20 и 40 годами. Расхождение между крайними границами периода, естественно, влияет на интерпретацию и выводы исследовательских работ. Но в то же время назначить какие-либо строго определённые промежутки подпериодов не представляется возможным, так как объективные мерки жизненного расцвета и субъективные ощущения человека своего возраста основываются не столько на хронологических датах, сколько на статусе в социально-экономической сфере, на уровне образования, на специфических чертах профессиональной деятельности. Таким образом, психологи всё чаще приходят к единству во мнении, что точные границы периодов развития человека во взрослом возрасте указать затруднительно, потому что особенность этапов развития человека во взрослом возрасте – малая зависимость от хронологических дат. Более значимые аспекты, определяющие изменения, происходящие в мышлении, поведении и личностных характеристиках человека, - это относящиеся к обстоятельственной категории цели, опыт, установки, род деятельности.

Гендерные стереотипы и взросление
Как показывают исследования, пол и индивидуальные психологические особенности личности существенно влияют на самоопределение в профессии, а также на глобальное планирование перспектив жизни. Юноши при профессиональном самоопределении больше подвержены влиянию факторов дальних перспектив: чем чётче и конкретней им удаётся определить планы на жизнь, тем более высок уровень формирования развития в профессии и тем выше степень уверенности в правильности профессионального самоопределения.

Девушки не склонны связывать самоопределение в профессии с общим жизненным планом, при самоопределении им более свойственны ситуативность и эмоциональность, мировоззрение девушек менее целостно. Для юношей самоопределение в профессиональной сфере является органически связанным с руслом общих перспектив жизни и формируется с учётом дальних жизненных планов. Если говорить не о дальних, а о приближённых планах, то у юношей на их формирование большое влияние оказывают уровень самоконтроля и показатели интеллекта (общее интеллектуальное развитие, комбинаторное мышление). У девушек же ближайшие планы определяются в большинстве случаев степенью эмоциональной возбудимости и познавательными интересами.

Независимо от половой принадлежности, планирование перспектив жизни молодёжи оказывается в зависимости от того, насколько сформирован уровень самоконтроля и от характеристик социальной смелости. Для юношей характерно активное вовлечение в планирование перспектив показателей интеллекта.

Для определения будущей профессии очень важно наличие у человека жизненных и профессиональных планов. Определяя степень готовности к обоснованному выбору профессии, исследователи выяснили, что у 75 из ста юношей не сформирован конкретный и ясный профессиональный план, а потому наблюдается низкий показатель активности в профессиональном самоопределении. Сформированность профессионального плана продемонстрировали юноши высокоразвитые в интеллектуальном плане, успешные в учебных дисциплинах, добросовестные и соблюдающие морально-нравственные нормативы социума. Но при этом у них отмечается повышенный уровень тревожности.

Гендерные стереотипы и взросление
Проанализировав индивидуальные характеристики студентов и учащихся старших классов школы на предмет адекватности/неадекватности профессионального выбора, социологи выяснили, что при адекватности в выборе профессии выше показатели правильной самооценки (в три-четыре раза). Сравнительный анализ этих двух групп молодёжи показал разницу, существующую в таких характеристиках, как вербальный интеллект, уровень конструктивных способностей, общая самооценка, личностная эмоциональная зрелость, самоконтроль. Психологически-дифференциальные характеристики, обуславливающие отличия между психической стороной жизни девушек и юношей и различия в типологии проявленности «Я»-концепции не слишком заметны.

Совсем не выявлено подобных дифференциаций в отношении познавательного потенциала и умственных способностей. Наибольшая разница обнаруживается в сфере эмоциональных реакций и самосознании. Это выражено в том, что девушки более чутки к  мнению окружающих о них, ранимы, болезненнее воспринимают критику и насмешки в свой адрес. Склонность к рефлексии также больше свойственна девушкам, равно как и субъективность в составлении оценок – признак, характерный в большей степени для девушек, чем для юношей. В плане усвоения половых ролей и выработки индивидуальной стилистики общения и поведения юноши и девушки продемонстрировали равные результаты. По отношению к неприятностям юноши более объективны. Страх девушки испытывают чаще, они также более подвержены тревожности.

Эмоциональные свойства личности и их выраженность

Эмоциональная стабильность/нестабильность – традиционный предмет сравнения психики мужчин и женщин. Как отмечают в своих работах современные психологи, женщинам свойственно более открыто выражать эмоциональную чувствительность и проявлять эмоциональную нестабильность.

В рамках изучения данного аспекта в 2001 году был проведён опрос среди студентов и школьников, которых попросили дать самостоятельную оценку проявлений эмоций в различных жизненных ситуациях. И во всех возрастных категориях женщины превзошли мужчин по уровню эмоциональной возбудимости. Несколько меньше степень различий между представителями разных полов в интенсивности эмоций, и совсем малозаметна эмоциональной устойчивости и во времени, в течение которого сохраняются эмоциональные реакции.

Особенности в проявлении эмпатии

Ряд исследователей предоставили данные, согласно которым женщины обнаруживают более выраженную склонность к эмпатии в сравнении с мужчинами. Это обобщение возникло на базе анализа перечня эмпатийных характеристик, и по совокупности они оказались ярче проявлены у женщин.

Ценностные ориентиры и их различия

Гендерные стереотипы и взросление
Среди ценностей, указанных в качестве жизненных ориентиров, как девушками, так и юношами, преобладают заложенные вековым укладом жизни и культурными традициями: дружба и верность, здоровье, семейная жизнь. Ценность семьи в более значительной степени важна для девушек. Юноши, кроме вышеперечисленных, указали такие ведущие ценностные установки, как свобода в поведении и действиях, а девушки – уверенность в себе. Намного ниже, по сравнению с предыдущими, ценностная значимость приятного времяпровождения и наличия любимой работы, причём количественные показатели по этим пунктам одинаковы и для юношей, и для девушек.

Если принимать за объективные ответы участников опроса, то на последних позициях современной молодёжи оказываются чистая совесть, чувство долга, совершенствование собственных способностей и задатков. Как отмечают исследователи, в ходе эксперимента, проведённого ими в самом конце девяностых годов XX века, выяснилась довольно удручающая и не вселяющая оптимизма картина. Для 17-30-летних молодых людей с высшим образованием или обучающихся в вузах самыми незначительными ценностями являются  саморазвитие, то есть познавание своих индивидных особенностей и постоянное совершенствование личностных свойств и способностей; креативность (оригинальность мышления и стремление внести прогрессивные изменения в действительность, желание реализоваться в творческой сфере).

Гендерные стереотипы и взросление
Результаты исследований социально-психологических особенностей современной молодёжи во многом подтверждают зависимость формирующихся взглядов на себя и окружающих от существующих в обществе социальных стереотипов гендера, так как учёные указывают на общность различий в самооценках и отношению к тем или иным вопросам между юношами и девушками. Напомним, что в терминах социальной психологии, гендер – это нормативное понятие социума, к которому индивид адаптируется по нескольким причинам: либо под давлением норматива (ожидания одобрения членов социума), либо под спудом давления информации (то есть под влиянием распространяемого информативного поля социального содержания, которое призвано помочь определить реальность).

Под стереотипом же подразумевают схему, клишированные представления, на базе которых воспринимается и оценивается внешняя информация. Функционально стереотип обобщает свойства, признаки и причинно-следственные связи процессов, явлений, предметов, событий, что в свою очередь позволяет человеку не раздумывать каждый раз при поступлении идентичной информации и автоматически оценивать происходящее.

Социальный стереотип – это способность индивида как члена социума обобщать и на основе обобщений оценивать окружающие элементы действительности, выстраивать умозаключения некритические выводы о них. Гендерные стереотипы, как одна из граней социальных стереотипов, подключают к оценочности ожидания, представления и модели поведения, конструируемые в зависимости от половой принадлежности человека.

Гендерные стереотипы и взросление
Исследователи не находят кардинальных расхождений между большинством общечеловеческих качеств представителей разных полов. Но даже если предположить, что у женщин и мужчин больше сходств, чем различий, под влиянием гендерных стереотипов, закладываемых в раннем детстве микросоциальным окружением (семьёй) и получающих развитие и закрепление на всех этапах жизни человека (в школе, вузе, в профессиональной и семейной сфере), мужчины и женщины принимают на себя предписанные социумом роли, стараясь соответствовать определённым формулам поведения для оправдания своей роли.

Общество берёт на себя функцию указывать, что мужчины отличаются по социальным ролям от женщина, и что так и должно быть. Искать различия и собирать отдельные явления в категории – врождённое свойство человеческой натуры, и это тоже способствует приданию особой важности гендерным дифференциациям и убеждённости в их актуальности.

Определение своей идентичности, таким образом, происходит в тесном союзе с гендерной принадлежностью индивида. А вы силу общественного характера существования человечества, гендерные различия накладывают отпечаток и на социальные и ситуативные аспекты. Если понять, в каких случаях биология немотивированно проецируется на область межличностных и общественных контактов, взаимодействия и осуществления различной деятельности (например, профессиональной), появляются реальные перспективы равенства гендеров.

Ригидность гендерных стереотипов, передающихся из поколения в поколение, обуславливает замедление процесса динамики в гендерных ролях, а по причине отсутствия единства целей и согласования в усилиях изменения в стереотипах будут иметь неопределённый вектор и непредсказуемый результат. Вполне понятно, что при современном «мужском» общественном устройстве инициатива подвижек исходит от женщин, но по большому счёту, прогресс в перераспределении социальных ролей по принципу справедливости расширит возможности для самореализации, как женщин, так и мужчин.