На базе одного из вузов провели психологическое исследование, предметом которого стала актуальная в последние годы проблема объективности и изменчивости гендерных стереотипов. В тестировании приняла участие группа студентов от 19 до 22 лет, в состав которой вошли и юноши, и девушки. Тест, который применяется для исследования социальных стереотипов гендера, был направлен на измерение семантической составляющей дифференциала личности.
Тестовая методика изучения гендера
Изучая личностные семантические элементы дифференцирования, можно составить довольно объективную картину существования гендерных стереотипов. Диагностировались стереотипы гендера, сформировавшиеся у девушек и юношей, проходящих обучение в вузе. Исследование не требует применения специальной аппаратуры или сложного инструментария, так как анализируются письменные ответы на перечень определённых вопросов и заданий, поэтому в качестве расходных материалов для данного вида тестирования нужны только письменные принадлежности и непосредственный текст опросника. В процессе исследования испытуемые, заполняя графы специально составленных шкал и таблиц, в целом отвечают на один общий вопрос: им необходимо охарактеризовать мужчину в отличительных от женщины признаках, и наоборот – определить женщину в отличиях от мужчины.
Методика включает многочисленные униполярные и биполярные шкалы, составленные из описаний, характеристик, эпитетов личностного порядка, по шкалам оцениваются образы, заданные организаторами эксперимента. По сути, предлагаемый образ надо подвергнуть факторному анализу.
Полярные качества расположены на бланке в графах, напротив друг друга, а между ними оставлены поля для заполнения. Антонимические качества (например, в опроснике «Описание женщины в отличие от мужчины» - красивая/некрасивая, умная/глупая, безучастная/доброжелательная) оцениваются в процентах, с шагом в 10%. Принцип оценки: проставить отметку в нужной графе, исходя из сравнения с представителем противоположного пола. То есть требуется оценить в процентах, насколько женщина умна или глупа в отличие от мужчины, безучастнее или доброжелательнее и так далее. Насколько женщины, к примеру, обаятельнее мужчин, – на 20, 30, 90 процентов – решается в индивидуальном порядке, а в нужной клетке ставится какой-либо условленный знак. Мужской и женский образ оценивается по разным вариантам опросных листов.
Кроме конкретизированных, в полной мере применимых к опрашиваемым шкал с характеристиками, методика включает ряд вопросов условного порядка – перспективных или проективных. Это подразумевает, что в момент заполнения опросника испытуемый не обладает достаточным жизненным опытом для того чтобы дать самооценку по тому или иному признаку (например, при оценивании шкалы верности в роли жены девушки-респонденты, не состоящие в браке или имеющие совсем небольшой опыт семейной жизни, могут дать ответ предположительный, условный, проективный). Так же, как шкала о наличии домашних животных может быть заполнена гипотетическими процентными оценочными ответами. Методикой предусмотрено уклонение от ответа и заполнения шкальных граф в случае затруднения с определением или невозможностью даже гипотетически предположить процент вероятности того или иного обстоятельства для себя. Такие пропущенные графы при подсчёте просто не учитываются.

В опроснике ряд шкал может быть пропущена по иным причинам. Например, оценить себя по шкале заработка (высокий/низкий) могут только студенты-заочники, работающие на полную ставку, в то время как учащиеся дневных отделений вуза либо не имеют постоянного заработка, либо участвуют в подработках, не дающих возможности адекватно оценить свой потенциал как добытчика средств к существованию. Если шкала пропущена без ответа, то при подсчёте она всё равно будет учтена.
После заполнения студентами опросных листов инициаторы исследования производят подсчёт и по определённым формулам вычисляют следующие параметральные показатели (усреднённые):
- оценка привлекательности в общем: по полярным признаковым шкалам «отталкивающий/располагающий; некрасивый/красивый; необаятельный/обаятельный; увлекает/не увлекает; вызывает доверие/не вызывает доверие; умный/глупый; доброжелательный/безучастный; искренний/лицемерный.
- сила личности: по парам уверенный/неуверенный; смелый/робкий; свободный/скованный; личностно сильный/личностно слабый; обладающий собственным мнением/ не обладающий собственным мнением; активный/пассивный; открытый/замкнутый.
- эмоциональность: непосредственный/расчётливый; эмоциональный/сдержанный; интуитивный/рациональный; суетливый/степенный; ревнивый/неревнивый.
- социальный статус: личностно сильный/личностно слабый; низкий/высокий социальный статус; узкий/широкий круг интересов; плохо/хорошо одет; мало/достаточно зарабатывает.
- зависимость: надеется на помощь других/надеется только на себя; любит стабильность/любит риск; независим/зависит от суждений окружающих; соревновательный/компромиссный; доверчивый/недоверчивый.
- эмпатийность: доброжелательный/безучастный; компромиссный/соревновательный; внимательный к чужим потребностям/ чёрствый; не допускает грубых выражений/выражается грубо; доверчивый/недоверчивый; сочувствующий/равнодушный.
- соответствие современности: уверенный/неуверенный; свободный/скованный, личностно сильный/личностно слабый; социальный статус низкий/высокий; круг интересов узкий/широкий; плохо/хорошо одет; образован; раскрепощён в сексуальных отношениях; спортивен.
- феминные качества (то есть традиционно женские): внимательный к чужим потребностям/чёрствый; не допускает грубых выражений/выражается грубо; доверчивый/недоверчивый; эмоциональный/сдержанный; сохраняет верность в браке/имеет любовные связи «на стороне»; умеет готовить. Для оценивания женского образа применяются шкалы обладает образным мышлением/аналитическим умом; надеется на интуицию/рациональный.
- маскулинные качества (то есть традиционно мужские): личностно слабый/личностно сильный; активный/пассивный; имеет широкий/узкий круг интересов, зарабатывает мало/достаточно; образованный; раскрепощённый в сексе; спортивный. Для оценивания мужского образа применяются шкалы обладает образным мышлением/аналитическим умом; надеется на интуицию/рациональный.
- андрогинные качества (гендерно нейтральные): красивый/некрасивый; доброжелательный/безучастный; искренний/лицемерный; счастливый/несчастный; организованный/неорганизованный; неревнивый/ревнивый; непредсказуемый/предсказуемый; ненадёжный/надёжный.
Анализ результатов тестирования
По окончании заполнения опросных листов результаты были занесены в сводные таблицы (отдельно – результаты, полученные от девушек и юношей), которые позволяют сделать достаточно объективные выводы о стереотипных составляющих взглядов участников исследования.
Так, по фактору привлекательности выяснилось, что как девушки, так и юноши дали оценку выше своему полу, а не противоположному, что служит основанием предположения о наличии гендерной конкуренции в отношениях. Выраженный гендерный стереотип проявляется при оценивании силы личности: юноши получили более высокие баллы (71,5), чем девушки (57,4). Это подтверждает сохранение стереотипа, по которому мужчинам традиционно приписаны уверенность, свободолюбие, смелость, сила личности и подобные качества.
При оценке эмоциональности степень различия между девушками и юношами невысока – примерно (61,6 против 58,6). Это говорит о свободе выражения эмоций и чувств, что считается очень важным фактором психически здоровой личности. Не обнаруживается в ответах и доказательств затруднений в общении с представителями другого пола.
По-разному оценили испытуемые противоположных полов социальный статус (75,1 у юношей и 63,2 у девушек). Это может означать, что девушкам в меньшей степени свойственна социальная мобильность, построение планов будущей жизни и последовательная их реализация. Для юношей приоритетными оказались широкий круг интересов, благосостояние в материальном плане, общественное положение.
Не слишком заметна разница в оценке мужчин и женщин по фактору зависимости. И всё же девушки (54,8) более склонны к проявлению зависимости, чем юноши (49,2). Общность между всеми участниками опроса в том, что представители обоих полов в 19-22-летнем возрасте готовы к установлению взаимных контактов, в основе которых лежат уважение, взаимопонимание, привязанность, но которые свободны от зависимости в эмоциональной сфере.
Эмпатийность как фактор различия полов оценивается примерно одинаково (60,5 – юноши, 61,8 – девушки). Таким образом, и те и другие в равной степени способны проявлять внимание к чужим эмоциям, сопереживать. И юноши, и девушки оценили себя как обладающих сензитивностью к переживаниям другого человека, безошибочно распознающих эмоциональное состояние окружающих и адекватно реагирующих (посредством действий и поступков эмпатического характера). Характерно, что в ряде ситуаций респонденты предпочли бездействие.
По фактору соответствия современности юноши оценили себя выше (76,1, тогда как у девушек показатель – 63,1). Так как для возраста испытуемых характерно включение в этот фактор критерия оценки внешности и сексуальности, то можно предположить, что юноши расценивают внешность как признак высоты статуса в глазах окружения, вызывающего определённые ожидания и чувства, что и служит обоснованием отличия в оценивании фактора современности.
Высокую степень различия продемонстрировали юноши (46,9) и девушки (65,7) по фактору феминности (то есть тем чертам и характеристикам, которые в социуме традиционно приписываются женщинам: заботливость, чувствительность, зависимость, мечтательность, нежность и т.п.). То есть респонденты показали традиционную оценку образа женщины и взгляды на женские качества.
По фактору маскулинности (черт, традиционно приписываемых мужчине: сила смелость, целеустремлённость, независимость и самостоятельность, агрессивность) разница намного существеннее: юноши – 97,7, а девушки – 64,8. Разница между оценкой своей феминности и маскулинности у юношей – это вероятная демонстрация болшего самоуважения, важности для них наличия именно «мужских» качеств. Довольна высока самооценка юношей в секторе спортивных побед и достижений и своей внешности (то есть физических сторон «Я»-образа).
Голоса по фактору андрогинности распределились почти поровну между юношами (69,2) и девушками (67,6). Таким образом, оба пола демонстрируют достаточную мобильность в ситуативно обусловленных реакциях, которые в зависимости от социального контекста, требуют готовности паритетного проявления черт феминности и маскулинности.
При сравнении факторов маскулинности/феминности, отражённых в оценках юношей и девушек, разница в средних шкальных баллах всего 0,9. В то время как андрогинность соотносится с феминностью и маскуклинностью, первышая показатели на 1,9 и 2,8 балла соответственно. Это может свидетельствовать о том, что мужественность и женственность в восприятии современных молодых людей не полярные, противопоставленные друг другу понятия, а девушки, кроме того, в большей мере приспосабливают свои реакции и действия к обстоятельствам, о чём говорит их положение ближе к андрогинному типу личности, то есть такому, который имеет черты того и другого полов .Стереотипы в группе девушек и юношей обладают высокой значимостью: так, сила личности, фактор социальной статусности, соответствия современности у юношей проявлена активней, чем у девушек. Феминные характеристики выражены сильнее у девушек, а маскулинные у юношей.
На основе итоговых подсчётов, исследователи сделали вывод о традиционности, сохраняющейся во взглядах на женщину, поэтому в ответах прослеживается традиционная оценка образов женщины. Высокий показатель силы личности, соответствия современности, социального статуса и маскулинности среди юношей говорят о традиционности взглядов на образ мужчины. А преобладание у девушек ситуативно обусловленных реакций, возможных и при маскулинном и при феминном типе личности, позволяет отнести данный факт к свидетельству андрогинности, более выраженной у девушек, чем у юношей.
Итоговый вывод, сделанный исследовавшими ответы студентов психологами, гласит, что различия в стереотипах гендера у юношей и девушек действительно существуют. Мужественность и женственность, как факторы, определяющие наше поведение и социальные роли, оставаясь довольно консервативным явлением, тем не менее, в современном обществе, и в первую очередь в среде современной молодёжи, претерпевают качественные изменения, о чём говорит усиление показателей андрогинности с ситуативных реакциях, в большей степени проявленной у девушек. Психологам и социологам ещё предстоит ответить на вопрос, свидетельствует ли описанная тенденция об общей маскулинизации человечества, или андрогинность – это элемент приспособляемости индивида к конкретным социально-историческим условиям жизни.