Развитие личности с точки зрения формирования её психологического пола в последние десятилетия вызывает всё больший интерес у психологов, социологов и педагогов. Актуальность вопроса связана с пониманием степени воздействия половой принадлежности человека на общее личностное развитие, и потому его изучение ведётся по самым разным направлениям и представителями самых разных научных дисциплин, так или иначе связанных с психологией. Феномен пола рассматривается с точки зрения психиатрии, нейропсихологии, психоанализа, этологии, возрастной и педагогической психологии, этнопсихологии. Каждое направление по-своему воспринимает и оценивает сущность психологического пола индивида, фокусируясь на определённом аспекте с учётом специфики ракурса рассмотрения данного феномена.
Результатом повышенного внимания исследователей из области медицины, психологии и педагогической науки и попытки понять явление психологического пола и процессы его становления, стала возможность обобщить накопленный опыт изучения и на междисциплинарном уровне составить тезаурус и систематизировать методологические приёмы по определению психологического пола в свете классических психологических концепций.
Сегодня, когда упрощённая дихотомия в поляризованном представлении о поло-ролевых моделях уступила место более объёмной ортогональной модели, уже ни у кого не остаётся сомнений, что психологический пол индивида – один из основополагающих факторов формирования личностных характеристик. И явление это многомерное, сложное, пребывающее в постоянной динамике, тесно связанное как с внутренними, физиологическими аспектами конкретного человека, так и с социо-культурным и экономическим уровнем жизни, которого он придерживается. То есть, с одной стороны понимание своего психологического пола у индивида напрямую связано с его биологически данными половыми признаками, а с другой – обусловлено нормами и стереотипами поло-ролевого поведения, превалирующими в обществе.
Структура психологического пола
Ключевыми понятиями для построения структуры пола психологического являются:
- половое самосознание (сначала ощущение, а затем осознание и приятие собственной половой принадлежности);
- половая идентичность (психологические и социо-культурные особенности половой принадлежности индивида, усвоенные им);
- социо-половая ориентированность (интериоризованная парадигма поло-ролевых моделей, руководствуясь которой личность разграничивает понятия маскулинности и феминности, даёт самооценку по критериям мужественности/женственности и выражает претензии на соответствующий самооценке общественный статус и деятельность.
Взятые в совокупности, эти три ключевых компонента составляют психологический пол развитой, зрелой личности. Реализация полового самосознания, половой идентичности и социо-половой ориентации происходит в индивидуализированных чертах и характеристиках, поведении в соответствии с той или иной поло-ролевой моделью, установках и способах действий, иерархических линиях мотивации личности.
Факторы из разряда биологических – это первичная детерминанта дифференциации пола. Биологические факторы определяют возможности и направления социализации индивида в конкретных условиях социально-исторического образа жизни, во многом влияющих на процессы «врастания в цивилизацию». Основные медиаторы влияния, оказываемого культурой на процесс социализации по признаку пола, это, в первую очередь, семья и близкие друзья. Далее проводниками выступают образовательные и воспитательные учреждения, сверстники, СМИ. Специфика, связанная с этнокультурными традициями поло-ролевых представлений и поведения, усваивается в период раннего детства посредством линии семейного воспитания и идентификацию (поначалу неосознаваемую) с родителями и старшими родственниками. Следующая, более высокая ступень социализации включает осознание стереотипных моделей и норм поло-ролевого поведения, знание поло-ролевой идеальной модели, сформированной в общественном сознании. Усвоение происходи благодаря общению со взрослыми и ровесниками, получению сведений из средств массовой информации, дифференциацию по половому принципу в производстве и социальной среде.
Типы психологического пола
Развитие общественных отношений способствует всё большему пересечению представлений о нормах и ценностных категориях, касающихся психологических характеристик мужчин и женщин, в результате постепенно складывается единая многомерная конструкция, под влиянием которой происходит становление у индивида определённого психологического пола.
Определение психологического пола современного человека – одна из самых сложных и насущных задач психологии. Для оценки и разграничения типов психологического пола в концепциях пола сегодня чаще всего используется методика BSRI (Bern Sex Role Inventory). BSRI-методика помогает снять количественные показатели по четырём типам личностного психологического пола:
- феминный, при котором личностные качества совпадают с общепринятой моделью женственности;
- маскулинный, при котором личностные качества совпадают с общепринятой моделью мужественности);
- андрогинный, при котором личность способна ситуативно проявлять и женственные, и мужественные черты для адекватных реакций на конкретные обстоятельства;
- недифференцированный, при котором отсутствуют или недостаточно проявлены личностные качества в соответствии со стереотипным пониманием мужественности и женственности.
Методика BSRI, модифицированная под реалии Российской действительности с её сегодняшним социально-экономическим и культурным уровнем, показала, что наибольшую частоту в проявлениях андрогинных качеств демонстрируют мужчины с преобладанием маскулинных черт и женщины с преобладанием феминных черт. Недифференцированность личностного психологического пола сопровождалась отсутствием ощущения наличия у себя проявлений и мужественности, и женственности при оценке индивидом собственных качеств личности и собственного поведения. Как показывают исследования, личностный психологический пол устанавливается у человека вне зависимости от степени разграничения в его сознании индивидных свойств и поведения на женские и мужские.
В ходе изучения с применением методики BSRI выявились и межэтнические отличия, проявившиеся в частности в том, что при одинаковых общественных и экономических условиях проживания, у разных народов (исследовались русские и татарские жители Татарстана) различаются показатели поляризованности поло-ролевых моделей и представлений, выяснились также разные степени зависимости дифференциации личностного психологического пола от биологического.
Исследование, проведённое в различных по национальности группах юношей и девушек, демонстрирует, что поло-ролевые традиции, обусловленные этно-культурной спецификой, меньше связаны с общественным инвариантом поло-ролевого представления. Этно-культурная традиция русских участников эксперимента сильнее зависят от общественно принятого инварианта поло-ролевой модели. В любом случае, выявленные различия отражаются и на формирующемся типе психологического личностного пола.
В целом, исследование по методике BSRI даёт понимание механизмов взаимодействия двух аспектов историко-социального образа жизни при развитии личностного психологического пола: этнических традиций культуры и существующих в современной реальности тенденций социального сознания. Этно-культурные традиции чрезвычайно важны для формирования впоследствии психологического пола. Влияние их происходит без сознательного осмысления: с самого раннего детства ребёнок впитывает модели, наблюдаемые им в семье и в ближайшем окружении. Семейное воспитание наряду с подражанием родителю и близким родственникам своего пола (идентификацией) лежит в фундаменте ядерных структур психологического личностного склада.
Психология пола и современность
В современном обществе происходит довольно быстрое стирание межкультурных отличий, для нынешнего мира характерной является тенденция к интеграции. Как следствие, общими становятся инварианты картины мира у людей разных наций, оказавшихся в едином экономическом, социальном и идеологическом пространстве. На формирующуюся личность, в том числе на психологический пол, оказывает влияние аппарат общественного сознания и социальных отношений. В зависимости от структуры социума в сознании индивида складывается идеальная модель, и в соответствии с ней развивается и корректируется биологически обусловленные личностные свойства и качества, заложенные в раннем детстве. При консонансе образов и моделей поло-ролевой сферы (идеалов мужественности/женственности) традициям этноса и культуры у личности гармонично и неосознаваемо формируется психологический пол. При отсутствии адекватности и несоответствии экономико-социальных условий историческому и культурному опыту возникают предпосылки к этно-культурной дезадаптации, проявляющейся в поло-ролевой невозможности социализоваться.
Современное общественное устройство отражается и на инварианте феминности/маскулинности. Как показали исследования психологов, мужские психологические качества имеют чёткую ценностную структурированность, а женские, наоборот, демонстрируют размытую, диффузионную, неопределённую ценностную структуру. Это предоставляет современным женщинам больше возможностей для проявления различных аспектов характера и качеств личности (в том числе и маскулинных), что, скорее всего, свидетельствует об общей маскулинизации социума в пределах существующего пространственно-временного континуума.
Эмпирические данные и теоретические обоснования аспектов психологического пола и факторов, влияющих на его становление, открывают целый ряд перспективных направлений для изучения означенных проблем:
- взаимодействие компонентов структуры личностного психологического пола в онтогенезе;
- возможные варианты диссонанса между компонентами психологического пола, причины расхождений и отражение их на психологическом облике человека;
- существование зависимости между различными качествами и личностными свойствами, способностями, социальными и ценностными ориентациями, этно-культурным статусом индивида и типами психологического пола;
- возможность корректирования и разработка методик психологической адаптации при нарушениях формирования личностного психологического пола.